В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политики Российской Федерации особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов..." через создание безъбарьерной среды.
Понимая проблемы инвалидности, "безбарьерная" среда - это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Наш детский сад является первым в районе дошкольным учреждением, в котором в июне 2018 года в рамках государственной программы были проведены мероприятия по созданию безбарьерной среды для детей - инвалидов и детей с ОВЗ, обеспечения их права на качественное образование и полноценное участие в общественной жизни.
В короткие сроки были выполнены работы по обеспечению архитектурной доступности детского сада для детей - инвалидов:
(1)- установлена кнопка – вызова и аппарат, передающий звуковой сигнал;
(2)- укладка желтой тактильной плитки от входных ворот до здания;
(3)- укладка тактильной ленты в холлах ДОУ;
(4)- приобретена переносная рампа для инвалидов – колясочников;
(5)- произведено расширение дверного проёма при входе в здание;
(6)- оборудована темная сенсорная комната.
Главное назначение сенсорной комнаты помочь детям обрести гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему детей.
В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Это сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, привлекает, помогает забыть страхи, успокаивает. Именно в специально подготовленной для психологической работы темной сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется гармонично.
Хорошо продуманная и организованная педагогом – психологом коррекционно – развивающая работа в условиях мультисенсорной среды оказывает комплексное воздействие на нервную систему и чувства детей с проблемами в развитии и детей с ОВЗ нуждающихся в социальной адаптации, а также позволяет решать ряд задач:
Оборудование сенсорной комнаты имеет мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал.
Для среды темной сенсорной комнаты используются мягкие модули, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, а также стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, с взрослым и с оборудованием при приглушенном свете (световые панно, проекторы, лампы).
Применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию познавательного интереса и двигательной активности.
кресла – пуфика
Во время занятий дети располагаются на пуфике - кресле с гранулами. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции, соприкасающихся с ним частей тела, а легкие гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет точечного массажа.
сухой бассейн
Особое удовольствие доставляет детям занятия в сухом бассейне. Бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса его туловища и конечностей и расслабиться, при этом контакт поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело, это создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. В бассейне можно двигаться, менять положения это развивает и укрепляет опорно -двигательный аппарат.
Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены. При этом ребенок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.
Тактильная дорожка состоит из деревянных прямоугольных модулей дно которых выполнено из различных рельефных материалов Съемные крепления позволяют менять последовательность их расположения. Хождение по такой дорожке полезно для тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия.
Пузырьковая колонна «Стелла»)
Зеркальный уголок с пузырьковой колонной применяется в работе над чувствами воображением и речью детей. Дети, находясь в безопасной обстановке сочиняют сказки, истории от имени плавающих в пузырьковой колонне рыбок, проговаривают свои мечты, опасения, чувства и учатся находить пути решения проблем.
Световой модуль для рисования песком «Радуга»
Текст: Рисование песком это возможность выразить свои чувства, эмоции, фантазии без слов. Море тактильных ощущений : включается двигательная память, впечатление от светящегося столика, музыкальное сопровождение гармонично действует на ребенка и задействует все органы (слышу, вижу, осязаю …). Создание песочной истории не только в уме, но и руками – как никогда лучше развивает речь!!!
Сделав ошибку можно все стереть и нарисовать заново.
Настенный ковер «Звездное небо» используется для развития творческого воображения, побуждения к фантазированию на занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве («Космос», «Звезды»), для сеансов релаксации, способствует созданию новых тактильных ощущений.
Фибероптические волокна вплетены в черную ткань. В темноте они то загораются, то гаснут, завораживая эффектом мерцания. Мягкую ткань ковра приятно трогать.
Тактильная панель «Клоун»
Настенная интерактивная панель «Цветные фигуры»
Двусторонняя тактильная панель
Большая фибероптическая панель
Акустическая тактильная панель
Тактильно – развивающая игрушка «Палитра»
Набор тактильных ячеек
Главное предназначение игровых тактильных панелей – развитие мелкой моторики кистей рук и усиление тактильных ощущений.
Умение связно говорить и мыслить напрямую зависит от развития руки и пальчиков. Это важный показатель интеллектуальной подготовки и развития. Занятия с панелью развивает координацию движений.
На корпусе панелей совмещены звуковые, игровые и декоративные элементы различных форм, размеров, фактуры и цветов для тактильного, визуального и акустического восприятия.
Пучок фибероптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» наиболее эффективен для детей с дефектами зрения. Толстые, мягкие волокна абсолютно безопасны : их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела. Играя с волокнами, трогая их, ребенок приобретает новый опыт, развивает мелкую мускулатуру руки.
Зеркальный шар создает эффект безопасного бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание солнечных зайчиков.
В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется для релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.
Музыкальный центр с набором CD-дисков (4 шт.) для релаксации
Музыка неотъемлемая часть сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают иммунные реакции, тонизируют ЦНС, улучшают психо – эмоциональный фон.
В комплект входит музыкальный центр и набор из шести музыкальных альбомов, записанных на СД диски с музыкой для релаксации по темам: Огонь, Океан, Лунная ночь, Закат, Весна.
Интерактивная панель «Бесконечность тоннель»
Текст: Часть оборудования сосредоточено в кабинете педагога – психолога и используется в структуре коррекционно – развивающих занятий.
Интерактивная панель «Бесконечность», используется для релаксации, зрительной стимуляции и игровой деятельности, а также при коррекции страхов, тревожности, для развития коммуникативных навыков.
«Сухой дождь»
Текст: Сухой душ можно использовать как один из ритуалов перед началом работы с детьми. Он позволяет ребенку «смыть» с себя то, что ему не нравится, то что вызывает у него отрицательные эмоции, обиды, переживания.
Разноцветные «струи», помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За струями лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных, застенчивых, тревожных детей.
Световая каскадирующая труба «Веселый фонтан»
Яркие, изменяющиеся цвета световой трубы «Веселый фонтан» завораживают, привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Прибор эффективен для детей со слабым зрением.
Текст: Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику детей, определены категории детей, на занятиях с которыми рекомендуется не использовать определенные виды интерактивного оборудования или дозировать их применение.
Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания.
При наличии у ребенка эпилептических припадков можно посещать сенсорную комнату только после консультации врача – психоневролога и использовать только релаксационные приемы.
При работе с детьми с ЗПР, имеющими коммуникативные нарушения рекомендуются ограничиться только «приятными» раздражителями, создающими эмоциональный комфорт.
С гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.
Активная стимуляция детей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности в интерактивной среде часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступит спад активности.
При работе с тревожными детьми с ЗПР нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
В настоящее время постоянно ведётся дискуссия о том, каким должен быть детский сад будущего. Споров и мнений много, бесспорно одно, детям в детском саду должно быть хорошо, интересно, чтобы утром они с удовольствием шли в детсад, а вечером с восторгом рассказывали родителям о своих успехах, о том, что узнали, чему научились. Наш коллектив уже сейчас стремится к этому и нам многое удаётся.
сенсорная комната, фото 1
сенсорная комната, фото 2
сенсорная комната, фото 3
сенсорная комната, фото 4
сенсорная комната, фото 5
сенсорная комната, фото 6